Особенности российского таможенного законодательства

  • Базовые принципы деятельности таможенных органов любой страны сходны. Это взимание таможенных пошлин, защита внутренних производителей от дешевого импорта, защита потребителей от некачественной продукции, борьба с контрабандой. В России таможенные налоги и сборы формируют значительную часть доходов РФ, их доля составляет более 40% от всех поступлений в бюджет. В этом заключается важное отличие приоритета работы наших таможенных органов от, например, таможни стран ЕЭС, США или Китая, где главная функция  – защита внутреннего рынка от некачественных товаров или различных криминальных аспектов, таких например, как контрабанда.
  • Следствием пункта №1 является то, что Российское таможенное Законодательство является одним из самых детализированных и строгих в мире. Существует множество показателей, которые должны быть учтены при декларировании: стоимость товара, вес НЕТТО и БРУТТО, страна изготовления, материал, область применения и т.д.  На многие товары требуется получать различные Сертификаты или экспертные разрешения.
  • Крайне важно, чтобы на этапе подачи декларации  все данные о товаре четко соответствовали фактическим. Пример: если в стране ЕЭС компания импортировала товар и уже после процедуры таможенного оформления, при поступлении товара на склад фирмы, выявлено несоответствие,  допустим товара по факту пришло больше чем было задекларировано, то фирма направляет в таможню данные о фактическом кол-ве товара и в ДТ задним числом вносятся соответствующие изменения и взимается дополнительная пошлина. Никаких штрафных санкций при этом фирма-импортер не несет. В России такой процедуры нет, товар должен на 100% соответствовать данным, предоставляемым для ДТ. Из-за этого зачастую возникают проблемы с иностранными поставщиками товара, которые не понимают, или делают вид, что не понимают особенностей нашего законодательства и  не могут (или не хотят) предоставлять 100% полную и достоверную информацию о грузе.
  • Ответственность за полноту и точность данных, указанных в таможенной декларации, а также за соблюдение правил и процедур декларирования несет фирма – импортер (или, в случае оформления товара с помощью сертифицированного там. Брокера, фирма-импортер и брокер несут солидарную ответственность). За нарушения таможенного законодательства могут быть применены различные санкции – от штрафа в размере , кратном стоимости товара с его конфискацией (либо без таковой), до крупных штрафов ( до миллиона рублей) и даже лишения свободы (максимально возможный срок – 12 лет). Кроме того, назначение административного наказания не избавляет компанию от исполнения обязанности, за которое она была привлечена к ответственности (уплата таможенных платежей, совершению таможенных операций).
  • В РФ установлен принцип «двухсубъектной» ответственности, что означает, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административного или уголовного наказания физическое лицо –  (или группу лиц) – сотрудников Компании. И наоборот, административное или уголовное преследование физического лица не освобождает Компанию от привлечения к административной ответственности.
  • Следствием вышеизложенного является то, что для любой российской компании – импортера  самостоятельная организация прохождения таможенных процедур является процессом достаточно трудоемким и несущим в себе определенные риски.