Эксперты оценили позиции будущего Таможенного кодекса

Эксперты оценили позиции будущего Таможенного кодекса - фото 1
На данный момент практически завершена работа над текстом Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Подобно любому другому серьезному документу, ТК ЕАЭС имеет некоторые преимущества и недостатки. Однако перед их рассмотрением следует уточнить, что в течение многих лет таможенные органы СССР и Российской Федерации в своей практике руководствовались пятью таможенными кодексами, которые выходили в 1964-ом, 1991-ом, 1993-ем, 2009-ом и 2010-ом годах. На сегодняшний день невозможно определить, какой из них являлся самым эффективным и практичным инструментом в процессе выполнения таможенных операций с продукцией, а также транспортными средствами, перемещаемыми через границу таможни.

Что касается ТК ЕАЭС, то с первого взгляда документ является достаточно трудно читаемым и сложным для понимания как практическими работниками таможенных органов, так и участниками внешнеэкономической деятельности. В Кодексе сложно отыскать и смысл, и ключевые слова.

В связи с этим можно согласиться с неоднократно встречавшимися во многих СМИ утверждениями участников ВЭД, которые говорят о том, что в нынешнем своем виде данный документ не на один год ввергнет в хаос всю сферу таможенного регулирования. Это обуславливается тем, что потребуется немало времени на расшифровывание его норм и положений, а также выяснение того, каким образом они должны внедряться в практику.

Также можно разделить опасения участников внешнеэкономической деятельности насчет того, что в подобных предлагаемых условиях скорее всего таможенники продолжат работать «по понятиям» до того времени, пока они не получат конкретное письменное разъяснение по единообразному применению каждого предложения и положения статей ТК ЕАЭС, который пока подписан четырьмя из пяти глав Союзных государств. Возможно, на данном этапе не следует делать преждевременные выводы по данному документу, однако некоторые суждения приходят сами по себе. Так, специалисты этой сферы считают, что Кодекс в такой редакции жизнь некоторых перевозчиков однозначно не упростит.

Известно, что процесс разработки документа не отличался простотой и отсутствием проблем. Одно из заседаний совета экспертов, на котором рассматривался ТК ЕАЭС, сопровождалось очень жаркими дебатами между участниками ВЭД, специалистами органов таможенного регулирования и представителями государственных органов стран, которые являются участниками Союза. К слову, по результатам обсуждения первоначального варианта проекта Кодекса работавшей над ним комиссии было предъявлено порядка 1,5 тысячи замечаний, большая часть которых была со стороны казахов. Имели место серьезные разногласия между государствами по многим вопросам, обсуждение которых было очень внимательным, а к взаимному консенсусу стороны приходили лишь после длительных переговоров и согласований.

К видимым и по-своему знаковым изменениям в сравнении с действующим на данный момент ТК Таможенного союза относятся: возможность регистрирования декларации на товар, а также выпуска продукции в автоматическом режиме, приоритет электронного типа таможенного декларирования, отсутствие необходимости предъявлять бумажные документы, за исключением тех случаев, когда их требует СУР (система управления рисками).

Новым Кодексом определяется четырехчасовой срок завершения выпуска товаров таможенным органом после регистрации ДТ. Кроме того, общий срок временного хранения, согласно документу, составляет четыре месяца, тогда как ранее он был двухмесячным и мог быть продлен до четырех месяцев. Также нельзя не отметить практически кардинальное изменение статуса УЭО (уполномоченного экономического оператора). Согласно Кодексу, такие операторы делятся на три категории.

Компании, выплачивающие таможенные платежи в течение трех и более лет и представляющие соответствующие гарантии их уплаты, относятся к первой категории. Ко второму и третьему типу относятся операторы, которые будут иметь возможность указывать не месторасположение органа таможни, а собственный склад в качестве адреса доставки. Для таких операторов расширен также и перечень привилегий. Если раньше статус УЭО мог принадлежать только таможенному декларанту, то теперь ним сможет обладать и таможенный представитель, таможенный перевозчик, а также владелец таможенного склада. При этом статус УЭО будет действителен и признан по всей территории ЕАЭС.

Еще одной важной мерой является возможность предварительного выбора методологии определения таможенной стоимости. К примеру, компания сможет заранее узнать, учитывается ли роялити в таможенной стоимости товара. Однако при этом множество переправлений к национальному законодательству может стать помехой для упрощения таможенных процедур, в том числе касательно методологии.

На этом этапе стоит отметить поправки, которые положительно скажутся на транспортировке товаров с небольшой ценностью. Во-первых, не будет необходимости в представлении гарантии в виде уплаты 1-го млн. евро, достаточно будет финансовой устойчивости компании. Благодаря этому организации с достойными экономическими показателями смогут не платить миллионную сумму. При этом уровень устойчивости компании зависит от кредитной истории, размера задолженностей, а также размера уставного капитала.

В Кодекс входит также немаловажная форма о применении механизма «единого окна» в процессе выполнения таможенных операций, которые связаны с такими мероприятиями, как прибытие товаров на территорию таможни, убытие с нее, таможенное декларирование и выпуск товаров. Кроме этого, документ предусматривает возможность снятия всех льготных товаров с таможенного контроля, а также учитывает важность развития транзитного потенциала ЕАЭС. Так, в нем предусмотрен порядок взаимоотношений между участниками ВЭД и таможенными органами при мультимодальных перевозках, включая случаи, когда декларантом таможенного транзита является экспедитор.

При этом ЕЭК (Евразийская экономическая комиссия) будет наделена дополнительными полномочиями, позволяющими ей оперативно производить установление, а также, если это необходимо, модернизацию единых для участников ЕАЭС порядков совершения таможенных операций в случае продления транзитного срока, изменения места доставки, установления и изменения маршрута перевозки, использования сертификата обеспечения, а также получения разрешения на различные грузовые операции.

Согласно Таможенному кодексу ЕАЭС, международный договор в рамках Союза сможет определять единый порядок выполнения таможенного сопровождения по территориям государств, которые являются членами ЕАЭС. При этом гарантией для органа таможни отправления будет зарегистрированный сертификат, данные о котором можно будет получать с помощью информационных систем. За счет этого отпадает надобность в предоставлении сертификата на бумаге.

Кодексом предусматривается создание единых правил для всех Союзных стран. Документ максимально унифицирует таможенные операции, что предполагает наличие на территории ЕАЭС одинаковых пунктов таможенного администрирования, а также единого регламента работы. Также ТК ЕАЭС предусматривает имплементацию шестнадцати соглашений, которые действуют на территории Союза, а также шести проектов будущих соглашений. После вступления документа в силу нормы по товарам, транспортируемыми физическими лицами, будут определяться ЕЭК.

В целом, Таможенный кодекс ЕАЭС состоит из 61 главы и 465 статей, которые объединены в 9-ти разделах, включающих:

  • содержание общих понятий, терминов, видов регулируемых отношений и прочей исходной информации, составляющей основу документа;
  • содержание информации о лицах, совершающих операции на таможне, а также о самих операциях;
  • описание процесса и тонкостей осуществления таможенных процедур;
  • обоснование размеров и правил наложения таможенных платежей, пошлин разного направления, обязательных при выполнении каких-либо таможенных действий;
  • включение норм и правил оборота товаров, которые составляют отдельные категории;
  • изложение общих правил и норм контролирования таможенного движения на территориях Союзных стран;
  • регулирование правового положения органов таможни, их порядок функционирования и полномочия (в предыдущем Кодексе такой раздел отсутствует);
  • составление основы деятельности УЭО (уполномоченного экономического оператора);
  • содержание переходных положений.

Таким образом, в Кодексе содержится ряд новых статей и глав, отсутствующих в ТК ТС. Кроме того, новый документ не поделен на такие части, как общая и специальная. В дальнейшем развитии ЕАЭС он выполняет функцию централизации на союзном уровне полномочий по вопросам таможенного регулирования. При этом количество решаемых ЕАЭС вопросов будет равно 60, а не 30.

Предъявление документов для подтверждения заявленных данных согласно новому Кодексу не требуется. Исключением являются случаи срабатывания системы управления рисками. Реализация такого нововведения требует ее кардинальной перестройки и адаптации к новым реалиям.

В тех случаях, когда СУР не срабатывает, а электроника не требует предъявления документов, выпуск товаров в свободное обращение будет осуществляться незамедлительно. При отсутствии в данном абсолютно цифровом рабочем процессе человеческого фактора таможенный контроль товаров может занять всего лишь несколько минут.

Что касается беспошлинной интернет-торговли, то ее порог на территории Союзных стран планируется постепенно понизить. Первый этап подобного нововведения запланирован на второй год действия Кодекса. Следует напомнить, что на сегодняшний день без уплаты пошлины в месяц россияне могут приобретать товары в интернет-магазинах зарубежных стран на сумму, не превышающую одну тысячу евро, и весом не более 31 кг. После первого года действия вышеуказанного документа в планах имеет место снижение этого порога до 500 евро. Если же показатели превышают эту цифру, то взимается пошлина в размере 30% от превышающей суммы, но не меньше четырех евро за один килограмм. По завершении второго года действия Кодекса лимит будет составлять уже 200 евро без учета частоты перемещения, при этом пошлина за превышение этой нормы составит 15% от суммы превышения, но не меньше двух евро за один килограмм. Также в планах есть и снижение норм беспошлинного ввоза при условии самостоятельного перемещения физлицами товаров через границу.

В последнее время довольно часто многие задаются вопросом: зачем и кому необходимо знать положения ТК ЕАЭС? Прежде всего знать его должны все лица, которые осуществляют транспортировку товаров через границы тех государств, которые приняли его. Также без знания подобных законодательных документов не могут выполнять свои профессиональные функции и сотрудники таможенных органов, контролирующие процесс перемещения.

Лица, деятельность которых заключается в перемещении отдельных категорий товаров через границы Союзных государств, во избежание нарушений закона с последующим наказанием должны также ознакомиться с порядками и правилами транспортировки. Более того, благодаря знаниям положений Кодекса, можно будет исключить непонимание и ошибки в процессе заполнения таможенных и прочих документов. Также параллельно планируется введение нового упрощенного порядка их оформления.

Однако, несмотря на вышеуказанные недостатки Таможенного кодекса ЕАЭС, многие представители власти и бизнеса, полагают на него большие надежды. Ожидается начало применения лучших практик международной таможенной системы, которые полностью исключают влияние «человеческого фактора». Это будет способствовать существенной активизации деятельности предприятий, связанных с внешними рынками. Также к ожидаемым достоинствам относят рост экспорта и упрощение поставок товаров импорта, способствующих модернизации экономики Союзных государств.