Новый Таможенный Кодекс – новые привилегии

Новый Таможенный Кодекс – новые привилегии - фото 1

Новое таможенное законодательство, предусмотренное Евразийским экономическим союзом, которое должно было вступить в силу полгода назад, планируется обрести законную силу с 1.01.2018 года. Причиной задержки стала подготовка документальной, нормативной базы и отсрочка с подписанием Кодекса некоторыми странами ЕАЭС. Российские предприниматели, являющиеся участниками ВЭД, с нетерпением ждут реализации Таможенного Кодекса в жизнь и тревожатся о том, какие нововведения ждут их дальнейшую деятельность.

Будущее за электронными технологиями

Законодательная база главного таможенного документа не вызовет недовольства со стороны участников внешнеэкономической деятельности, так как он лишен всех недостатков, имевших место в таможенном Кодексе Таможенного союза, подписанного в 2010 году. Новшества, предусмотренные в новом законопроекте, коснулись в большей части технической сферы работы таможни, не затронув основного регламента работы таможенных служб.

Важным изменением является ускорение всех таможенных процессов за счет внедрения современных информационно-цифровых технологий. Согласно документу будет интегрирована общая база для автоматической регистрации деклараций, подаваемых участниками ВЭД в электронном виде. При этом отправка электронной формы декларации будет иметь законное обоснование.

При осуществлении электронного документооборота отпала надобность формирования пакета сопроводительно-подтверждающих документов к декларации и личное участие декларанта на данном этапе. Вместо этого таможня сможет запрашивать необходимую информацию, пользуясь различными информационными системами госорганов.

Уменьшение времени на выпуск

Таможенный кодекс, ожидающий вступления в силу, повлияет на ускорение рабочего таможенного процесса, в частности на ускорение срока получения деклараций. Термин будет составлять 4 часа с момента подачи декларации как для экспортеров, так и для импортеров. Такие сроки распространяются на все случаи, за исключением тех, когда таможенной службой запрашиваются дополнительные документы или осуществляется досмотр.

Лучшие положения Таможенного Кодекса

Одно из лучших нововведений, которые отметят участники ВЭД, – прозрачность таможенной деятельности в некоторых экономических зонах. Регламентироваться процессы будут отдельной главой Кодекса, а не сторонними положениями.

Не менее значимым является подробное расписание всех таможенных этапов и процедур на таможне относительно разных групп товаров. Теперь в Кодексе прописаны все цены таможенных процедур (по 6 способам), которые ранее приходилось искать в документе, определяющем таможенную стоимость товаров (от 25.01.2008 года).

Практический опыт Таможенного Союза за 8 лет своей работы дал плоды, отразившиеся с положительной стороны на взаимодействии таможни и участников ВЭД. Многие из положений старого Кодекса усовершенствованы и внесены в новый Кодекс.

Помимо этого, новым документом четко обозначено определение уполномоченного экономического оператора (УОЭ), что искореняет возникающие по этому поводу споры. Законопроект указывает, кто может получать статус УОЭ (владельцы хранилищ, декларанты, представители таможни, таможенные перевозчики). Кодексом описаны также 13 (вместо 3-х) упрощений, которые могут использоваться УОЭ. При включении в реестр УОЭ на определение размера обеспечения будет влиять характеристика компании (ее репутация). На законном уровне усовершенствовано получение типа свидетельства, определяющего границы прерогатив.

Импортерам и экспортерам предоставляется еще одна привилегия – перенесение терминов определения стоимости таможенного процесса и срока взносов таможенных выплат. Таможенный Кодекс разрешает оплачивать известную сумму с отсрочкой доплаты, которая осуществляется после предоставления документов, необходимых для точного определения таможенной стоимости. В случае, когда рассчитанная сумма не может быть внесена в срок, дается месяц для ее уплаты с процентами после выпуска товара. Ка это будет происходить, пока неизвестно.

Напомним, что Таможенный Кодекс формировался более 3-х лет. Над созданием законопроекта помимо таможенных экспертов приняли участие бизнес-эксперты Беларуси, Армении, России, Казахстана, Киргизии. Кодекс предусматривает массу привилегий для участников ВЭД, не содержит позиций, которые ухудшают их положение. Львиная доля представителей ВЭД отмечает сложность в формулировках положений Кодекса, непонятные юридические и правовые аспекты. Аналитики не прогнозируют после вступления в силу главного таможенного документа особых изменений, которые облегчат работу представителей внешнеэкономической деятельности.