Россия увеличила объемы экспорта подсолнечного масла

Россия увеличила объемы экспорта подсолнечного масла - фото 1

По заявлению ИКАР (Института конъюнктуры аграрного рынка), в сентябре-октябре 2016 года Россией было экспортировано 450 тысяч тонн подсолнечного масла. Это рекордный показатель, который на 80% превышает прошлогодний и является на 21% больше темпов экспорта в рекордном сезоне 2013-2014 года (сентябрь-август). Аналитический центр «Совэкон» публикует цифры на уровне 212 тысяч тонн за сентябрь-октябрь. Данных ФТС за три месяца пока нет.

Директор «Совэкона» Андрей Сизов утверждает, что для экспорта подсолнечного масла сейчас сложились максимально благоприятные условия, так как цены на него выросли примерно на 5% (до 780-785 долларов за тонну). Также на повышение спроса благоприятно повлияло увеличение стоимости соевого и пальмового масла на мировом рынке. При этом цены на сырье (семена подсолнечника) на внутреннем рынке РФ, к которому относится европейская часть страны, остаются низкими – менее 21 тысячи рублей (328 долларов по курсу ЦБ на 9 декабря) к концу прошлой недели. Такое соотношения цен позволяет получить высокую маржу при экспорте подсолнечного масла.

Дмитрий Рылько, генеральный директор ИКАРа, объясняет такой скачок уровня экспорта рекордным урожаем подсолнечника – 10,55 млн. тонн (9,7 млн. тонн в 2013 году). Это стало возможным благодаря хорошим погодным условиям, внедрению новых эффективных агротехнологий и расширению посевных площадей. По информации Минсельхоза, за 9 декабря с 95,3% засеянных полей было убрано 11,3 млн. тонн подсолнечника, что на 18% превышает показатели прошлого года (с 14,8 до 15,8 ц/га). Также Рылько отмечает, что в Китае увеличился спрос на подсолнечное масло российского производства. Доля КНР в структуре закупок составляет 11%, что является третьим показателем после Индии и стран Евросоюза. Также в число основных покупателей входят Египет и Турция.

Крупные производители постепенно наращивают объемы экспорта масложировой продукции. Например, холдинг «Солнечные продукты» экспортировал на 17% больше товаров, чем в прошлом году. Самой востребованной позицией стало бутилированное подсолнечное масло. Его доля в общем экспортном обороте компании составила 22%.

Ольга Ежова, председатель ГК «Букет», в которую входят «Солнечные продукты», отметила, что рост объемов поставок продолжился и в октябре. Это объясняется увеличением мировых показателей среднедушевого потребления растительных масел, тогда как в РФ его уровень остается стабильным.

Генеральный директор группы «Русагро» Максим Басов также сообщает о росте экспорта небольшими темпами, однако не называет конкретных цифр. По его мнению, поставки подсолнечного масла за границу являются вынужденной мерой из-за перепроизводства. Поэтому компания занимается экспортом продукции в Казахстан, Иран, Азербайджан и Китай. Согласно статистике ИКАРа, в 2015-2016 году из РФ было экспортировано 1,5 млн. тонн подсолнечного масла, в том числе в страны ЕАЭС. По прогнозам в текущем сезоне возможно увеличение отгрузок до 1,9 млн. тонн. По подсчетам Ольги Ежовой экспорт растительных масел достигнет отметки в 3 млн. тонн, из которых более 2 млн. тонн придется на подсолнечное масло.